Главная » Статьи » Коллегам » Авторские разработки

Тема родительского собрания «Развитие умственных, познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие умственных, познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста».

 

​Из опыта работы воспитателя Глазыриной Ю.А.

 

  Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой взрослых. Что же такое «познавательные способности» ребенка, как вы думаете, уважаемые родители? Или как назвать, по-другому ребенка, который всем интересуется? Любознательный. А «любознательность» – это предпосылки развития познавательной деятельности.

  В понятие «познавательные способности» входят психологические процессы: восприятие, внимание, мышление, память. Что же такое восприятие?

  Восприятие. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

   Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

   Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета), что сейчас важно для развития 4 - 5 летнего ребенка; А второй вид восприятия сложный- специальный (пространство, время и движение) будет развиваться в старшем дошкольном возрасте.

  Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

   Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

   Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

  Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

  Игры на развитие восприятия.

  Игра «Узнай предмет».

 Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.

  Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др.

  Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещь.

  Следующий психологический процесс – память. Память является одним из основных свойств личности. Выделяют три типа памяти: Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т.д.

Наглядную память, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

   Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

   Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.

  Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

  Игры на развитие памяти.

  Игра «Посмотри, запомни, скажи».

  Перед ребенком лежат 5 карточек с разными предметами. Ребенок смотрит, проговаривает, кто или что изображено на них, запоминает, в каком порядке они лежат. Затем закрывает глаза, взрослый убирает одну из карточек. Ребенок открывает глаза, ему нужно сказать какой карточки не стало.

  Учимся наблюдать. Наблюдение – самый популярный и доступный метод. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

1. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали. Нарисуем этот предмет по памяти.

2. Эксперимент.

Эксперимент, важнейший метод исследования. Эксперименты бывают практические (с целью проверки и сравнения) и мысленные. Мысленный эксперимент предлагает решить следующие задачи: Что можно сделать? Что будет, если…? Почему? Откуда?

Экспериментирование – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например: Определим плавучесть предметов. Какой песок бывает?

   Итог: Как вы думаете, уважаемые родители, для чего в этом возрасте нужно развивать познавательные способности?

  Чем больше вы будете раскрывать в своем ребенке его потенциальные способности, рассказывать, показывать, объяснять, находить вместе с ним ответы на его вопросы. Он будет развиваться в этом возрасте, тем в дальнейшем старшем дошкольном возрасте ему будет легче, он самостоятельно будет определять, рассуждать, искать вопросы на свои ответы, а в школе ему будет интересно учиться, получать новые знания, он к этому будет стремиться.

   Педагог раздает памятки на тему: «Как правильно отвечать на вопросы ребенка?»

Категория: Авторские разработки | Добавил: uliaglazyrina (15.10.2016)
Просмотров: 419 | Теги: родительское собрание, развитие детей | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0