Главная » Статьи » Коллегам » Методматериалы

Консультация для педагогов "Проведение прогулок в младшем дошкольном возрасте"

    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются.

        На прогулке необходимо использовать интегрирование таких образовательных областей:

        - физическая культура

        - здоровье

        - безопасность

        - социализация

        - познание

        - коммуникация

        - труд

        В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки, где нужно учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т. д.

       Составные части прогулки:

     - Наблюдение, рассматривание;

     - Трудовая деятельность детей;

     - Подвижные игры;

     - Индивидуальная работа с детьми;

     - Самостоятельная деятельность детей.

     Так же  существуют разновидности прогулок:

     - Типовая – максимально свободная деятельность детей.

     - Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.

     - Прогулка – экскурсия – поход.

     - Спортивные эстафеты.

  Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, — это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний.

   Таким образом, основной метод обучения — это наблюдение. Но у младшего дошкольника оно развито недостаточно, наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту, в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может случиться, что что-то осталось незамеченным. Задача взрослого: поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что-то упустили — привлечь внимание, не оставлять что-то на потом. Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: пролетела бабочка, шум проезжающей машины и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть не растянутыми по времени не более 7—10 минут, яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде, во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый также должен широко использовать привлечение самих детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим, вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходит за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью — жизнью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

   В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним - двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей. При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения.

Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.

     Пример наблюдений в младшем дошкольном возрасте.

     №1 Осень. Наблюдение за листопадом.

     Цель: - формировать представление о природном явлении – листопаде; - развивать речь, память, внимание, коммуникативные качества; - воспитывать положительно-эмоциональное отношение к природе, вызывать радость от происходящего явления в природе.

  Вопросы к детям: - Откуда падают листья? - Когда бывает листопад? - Как листья летят? - Какого цвета опавшие листья? - Каких больше? - Что образуют опавшие листья на земле? - Приятно ли идти по ковру из листьев? - Почему?

    №2 Наблюдение за березой.

   Цель: - формировать представления о характерных признаках дерева осенью, закрепить названия частей; - развивать внимание, память, речь; - воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы.

  Чтение стихотворения.

   Наступила осень, пожелтел наш сад,

   Листья на березе золотом горят.

  Не слыхать веселых песен соловья,

  Улетели птицы в теплые края. (Самостоятельные наблюдения детей).

  -Как нам узнать березу среди других деревьев? - Какого цвета ствол у березы?  

  - Какого цвета ветки? - Зачем корень дереву? - Какого цвета листья березы осенью? - Какого цвета они были летом? - Какие листочки большие или маленькие? - Какие на ощупь?       Игра «Найди свой цвет».

    №3. Зима. Наблюдение за свежевыпавшим снегом.

Цель: - формировать представления о зиме;- развивать речь, внимание, память;

- вызывать эстетическое переживание от  красоты зимней природы, радость от прогулки.             Чтение стихотворения А. Ануфриева «Выпал беленький снежок»

  Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.

  Снег, снег, белый снег - засыпает он нас всех.

Посмотрите вокруг, какие изменения произошли в природе? (Самостоятельные наблюдения детей.) Вопросы:- Какое сейчас время года? - Почему, вы так решили? - Много снега или мало? - Какой снег? - Во время снегопада стало теплее? - Предложить собрать снег в горку? - Получилась горка?

   Игра «Мы веселые снежинки»

Категория: Методматериалы | Добавил: uliaglazyrina (23.11.2016)
Просмотров: 567 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar