Главная » Статьи » Коллегам » Статьи на профессиональную тему

«ИКТ-компетентность педагога как необходимое условие реализации профессионального стандарта»

Статья №2

 

«ИКТ- компетентность педагога как необходимое условие реализации профессионального стандарта»

 

 Глазырина Юлия Анатольевна,

воспитатель филиала МБДОУ - детского сада комбинированного вида «Надежда» детского сада №499

 

      Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных коммуникационных технологий во всех направлениях деятельности дошкольной образовательной организации: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников, на основании введенного в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. А с введением профессионального стандарта педагог обязан повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в центрах повышения квалификации и институтах. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации.

       Придерживаясь профессионального стандарта педагога, он сам стремиться самостоятельно обеспечить себя необходимой информацией, осведомленностью, подготовкой для получения высоких результатов труда. Квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация воспитателя складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

     Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала. А.К.Маркова (1993) считает целесообразным выделить узко профессиональную и личностную человеческую компетентность педагога. Кроме того, она указывает на возрастную компетентность, включающую следующие элементы:

  • вхождение в специальность;
  • овладение нормами профессиональной деятельности и профессионального общения;
  • творчество как индивидуальный вклад в общественный опыт своей профессии;
  • описание личного опыта для передачи его следующим поколениям.
  • Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овладение смыслами профессии, профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (новаторство).

     Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники должны обладать основными компетенциями. Профессиональная ИКТ-компетентность, как одна из важных компетентностей, в соответствии с профессиональным стандартом, это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

       В педагогической практике педагог должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Использование ИКТ-технологий в работе с родителями, позволяет сделать встречи с ними более интересными и информативными. Благодаря мультимедийным презентациям имеется возможность наглядно продемонстрировать фрагменты организованной и самостоятельной детской деятельности, проведенных мероприятий в группе ДОО.

      Результатом использования ИКТ является создание персонального сайта, где педагог может транслировать накопленный профессиональный опыт в разных образовательных областях.

      ИКТ - технологии дают возможности интерактивно общаться, получать обратную связь с родителями, что является инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и открытость для родителей.

     Также ИКТ - технологии в педагогической деятельности позволяют педагогу работать с текстовыми редакторами, электронной почтой и браузерами, что способствует усовершенствованию и облегчению организации труда педагога. Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития ДОО. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

- минимизация времени доступа родителей к информации;

-возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

-обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников; - оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой; - рост объема информации;

-оперативное получение информации родителей;

- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

- оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

В условиях развития современного общества все еще немногие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями дошкольной группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб - страницы). Данные формы работы  используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Профессиональный стандарт педагога. Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

2.Кулаева А.В., Хохлова Л.А.статья «ИКТ- компетентность – требование профессионального стандарта. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10, октябрь 2014г.

3. «Использование ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11, ноябрь, 2014г.

Категория: Статьи на профессиональную тему | Добавил: uliaglazyrina (27.09.2016)
Просмотров: 704 | Теги: профессиональный стандарт педагога | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0