Главная » Статьи » Статьи » Воспитатель 2017

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности воспитателя Глазыриной Ю.А.

 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области 

Отдел образования Орджоникидзевского района

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –

детский сад комбинированного вида «Надежда»

детский сад № 499

 

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-   развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

-  формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий - использование в практике работы ДОУ образовательные технологии, реализация общеобразовательной программы, обогащение предметно-пространственной среды.

Данные условия были созданы и результатами работы по данному направлению стали следующие. Разработан и реализован проект "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС дошкольного образования". В группе оборудованы центры активности: «Мое настроение», мини-лаборатория «Мы исследователи». Для проведения игровых ситуаций и сюжетно-ролевых игр созданы такие центры, как «Дом – моя семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Мастерская».

Мною использовались в практике инновационные  формы  работы с детьми  по  «Социально-коммуникативному  развитию».

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуально. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности детей по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского означает:

- описание конкретной практической ситуации, методический прием обучение по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот»;

- набор специально разработанных учебно-методических и дидактических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), для самостоятельного выполнения детьми (8, с.25)

Кейс - технологии в образовательном процессе позволяют:

  1. Повысить познавательный интерес у детей младшего дошкольного возраста;

  2. Развить интеллектуальные навыки у детей младшего дошкольного возраста, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении в старшем дошкольном возрасте.

По кейс - технологии, как одной из инновационных методов образования создан дидактический кейс авторских коммуникативных, математических и творческих игр на ковролинографе. Что же такое ковролинограф?

Ковролинограф – удобное приспособление для игр и занятий. Традиционный ковролинограф – это кусок однотонного ковролина, прибитый к стене и оформленный рамкой из деревянных реек. Можно обойтись без рамы, но для аккуратности обработать края оверлоком.

Для игры на ковролинографе используются фетровые или другие игрушки с липучками. Липучка прочно крепится к ковролину. Картинки не падают с ковролинографа от неловких движений.

На мой взгляд, для детских игр и занятий ковролинограф более удобен по нескольким причинам: Липучки легко пришиваются, клеятся на картинки или плоские игрушки. Игрушка легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо, приложить усилия. Для активных малышей с пока еще несовершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения.

Игры на ковролине легки и удобны в использовании, занимают мало места. Все детали конструкторов на ковролине мягки и приятны на ощупь, они не бьются и не рассыпаются на маленькие фрагменты, которые можно проглотить.

Играя на протяжении учебного 2015-2016года, в настольно-печатные и дидактические игры (лото, домино) в месте с детьми, а затем в игры на ковролине, я сравнила, что у воспитанников больше познавательный интерес к играм на ковролине, они самостоятельно проявляют свои творческие способности, придумывают игровые ситуации, играют в парах.

Взрослый с помощью только одной игры на ковролине, может проводить с ребенком разнообразные игры - занятия по формированию математических представлений, изобразительной деятельности, коммуникации, ознакомлению с окружающим миром. Игры позволяют придумать и осуществить с ребенком множество заданий в зависимости от его возраста и уровня развития, так же занимают мало места и удобны в использовании.

Автором создан дидактический кейс авторских коммуникативных, математических и творческих игр на ковролинографе. Игры «Одень Таню и Ваню на прогулку», на развитие монологической речи и составление рассказа описания одежды. «Составь картинку из геометрических фигур» на развитие творческих способностей и воображения, закрепления цвета, формы и величины, составления рассказа - описания, происходящих действий. Игры – карточки «Время года» на познавательное развитие детей рассказа - описания, поисково - исследовательского вывода, заключения. Играя, дети раскрывают свой мир и познают окружающий. Игра должна быть интересной, яркой, познавательной и безопасной для здоровья малыша. Игры на ковролине – это увлекательное сотворчество взрослого и ребенка!

Созданы настольно - печатные и дидактические игры на взаимодействие диалогического общения «Бусы». Игры на представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях, праздниках и национальных костюмах разного народа «Подбери костюм для куклы Дуняши», «Собери русский народный узор». Так же использовались словесные, творческие игры «Назови ласково друга», «Друзья куклы Маши», «Помирись с другом», «Попроси вежливо», «Опиши друга».

Дети рассказывают о традициях в своих семьях: прогулки по лесу, посещение театров, коллекционирование, выращивание цветов, кулинария вместе с мамой, бабушкой и другие. Дети делятся своими впечатлениями, проявляют желание участвовать и продолжать традиции своей семьи. Следует отметить, что ребята стали с теплотой говорить о своём доме, о своих близких, бережно относиться ко всему живому, замечать красоту окружающей действительности.

Таким образом, результаты наблюдений позволяют сделать вывод о том, что развитие нравственных качеств у дошкольников происходит эффективнее, если приобщать их к социокультурному опыту.

Мной использовалась одна из организационных форм работы - коллекционирования. Познавательную совместную деятельность взрослого и детей организую в различных формах: экскурсия, обучающие ситуации, экспериментирование, викторины, коллекционирование. Совместно с детьми и родителями созданы коллекции: «Камни Урала», «Виды бумаги и ткани», макеты «Зимушка-зима», «Сказки П. П. Бажова», «Мы рукодельницы и мастера», «Улица, на которой я живу».

Одним из основных принципов дошкольного образования в контексте ФГОС является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, сотрудничество с семьёй, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования» (пункт 1.4).

В связи с вступление в силу Федерального государственного стандарта дошкольного образования целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие:

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно – следственными связями, способен на принятие собственных решений, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Важно отметить, что целевые ориентиры «выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (ст. 4.7 ФГОС). Одной из наиболее эффективных технологий работы с детьми в формировании целевых ориентиров и познавательного интереса является технология проектной деятельности, которая делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Технология проектной деятельности позволяет изучить большой объём информации, соответствующий содержанию основной общеобразовательной программы, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности.

В проектной деятельности принимают участие не только дети и педагог, но и их родители. В этом и заключается особенность взросло – детского проекта. Совместный сбор материалов раскрывает творческие способности детей, активно вовлекает родителей в образовательный процесс.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей и обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребёнка – дошкольника. Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Во многом это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его в доступной системе средств, навык определения этапов его реализации, следование задуманному плану. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Таким образом, технология проектной деятельности является эффективным условием, позволяющим построить образовательный процесс с учётом интеграции образовательных областей, обеспечить преемственность между детским садом и начальной школой.

Технология проектной деятельности является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию, представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребёнка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Проектирование это комплексная деятельность, специально организованная педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, где они могут проявить самостоятельность при принятии решения, выборе и выполнении действий в создании продукта. В основу технологии проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определённого отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Уникальность данной технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей личностные, интеллектуальные, физические качества, способность разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей. И.А. Колесникова выделила особенности технологии проектной деятельности. Проектная деятельность предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать её, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний. Технология организации проектной деятельности предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребёнка и взрослого, влияет на формирование социально – коммуникативной компетентности воспитанников. Данная технология позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта. Следует отметить, что технология проектной деятельности благоприятно сказывается на развитии детей. Дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способны выбрать вид и участников совместной деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараются разрешать конфликты, четко выражают свои мысли, способны к принятию собственных решений. А это именно те целевые ориентиры, указанные в ФГОС дошкольного образования.

Для реализации технологии проектной деятельности необходимо привлекать взрослых, родителей ребенка. Именно совместное выполнение замысла дошкольника с родителями позволяет им лучше понять друг друга и установить поддерживающие отношения.

В результате всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. При использовании данной технологии в образовании дошкольников, организация жизнедеятельности в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, принимать коллективное участие детей и взрослых, что способствует открытому сотрудничеству детского сада.

2. Технология проектной деятельности активизирует родителей на совместное участие с детьми при создании проектов, что положительно влияет на образовательный процесс и совершенствование работы с семьёй.

Разработаны и апробированы на практике такие проекты, как «Достопримечательности Екатеринбурга». Проект направлен на познавательное развитие ребенка, на историю своего города, на его интересные памятные места. Дети могли поделиться своими впечатлениями, приносили рисунки, аппликации, фотографии.

Проект «Вторая жизнь старых вещей» направлен на развитие творческих способностей родителей и ребенка, на совместные фантазии, что можно сделать из обычной пластиковой бутылки или картонной коробки. Для открытия новых впечатлений и возможностей ребенка. Дети приносили поделки, коллажи.

Проект «Моя семья» и «День Матери» направлен на ценность и значимость близких и родных людей, на преклонение и любовь матери, понятий кто кому приходится по родству, на совместные семейные традиции и праздники. Дети приносили рассказы, фотографии о своей семье, маме.

Проект «Права ребенка» направлен на любовь, доброжелательное отношение к близким, на проявление ответственности, обязанности, равных прав взрослых и детей.

В последние годы актуальной становится информационно- коммуникационная технология. Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.  Применение компьютерной техники позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Создала дидактические электронные презентации «Правила дорожного движения», «Космос», «Права ребенка», «Олимпиада», «День Матери».

Использование ИКТ является эффективным средством формирования педагогической компетентности у родителей при проведении родительских собраний. Создала виртуальные журналы: «Малышами мы пришли», «Мы немножко подросли», «Здоровье устами детей», «Жизнь детей в детском саду». Использование ИКТ явилось эффективным средством формирования педагогической компетентности родителей, а также повышения уровня посещаемости с 45 до 88%. По результатам анкетирования 72% опрошенных родителей проявляют высокий уровень мотивации к сотрудничеству, 80% высоко оценивают работу педагога по развитию воспитанников. Использование проектной технологии в работе с родителями способствовало сплочению родителей группы и привитию детям и родителям ценности семейных отношений, традиций. Проекты «Что такое здоровье устами детей?», «Рассуждение детей о счастье».

Сегодня также одной из важных задач является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей (пункт 1.6 ФГОС). В практике работы сложились формы работы с родителями по повышению их родительской компетентности, но в большинстве своем направлены на её информационную составляющую, на преобладание монологической ориентации в общении педагогов с родителями. Решение данной проблемы было найдено в использовании нетрадиционных форм, которые способствуют установлению более доверительных отношений между педагогами, детьми и родителями, развитию диалогических отношений «педагог - семья». Работа по данному направлению способствовала решению следующих задач: вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование коллектива родителей посредством нетрадиционных форм работы, формирование у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребёнком, формирование доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.

В педагогической практике использовала эффективные формы работы с родителями. Активный интерес был вызван следующими творческими коллективными работами: «Магазин игрушек», 2013г., «Зоопарк», 2014г., «Чудесный лес», 2014г., «Моя будущая профессия», 2015г. Активно использую средства театрализованной деятельности с родителями, постановку представлений. Постановка "Любины помощники" была представлена в рамках районной акции "Подари улыбку миру", 2015г.

Данные формы работы помогли сплотить семьи путём создания совместных творческих работ, выявить родительские таланты, направленные на развитие умений общаться, не только со своим ребёнком, но и с его сверстниками, правильной организации детских праздников, семейного досуга, помогли сплотить детско-родительский коллектив группы.

В перспективе планируется более активное включение родителей в образовательную деятельность: проведение экспериментов, мастер – классов, игровых вечеров, исполнение ролей на детских праздниках, организация тематических выставок одной семьи и совместное планирование педагогических мероприятий.

Такая система работы дает возможность повысить педагогическую компетентность родителей. У них формируется понимание того, что для благоприятного развития ребенка надо пробовать, искать, учиться,  меняться самим.

В педагогической практике использую информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ явилось эффективным средством формирования педагогической компетентности у родителей на собраниях. Эффективными формами работы с родителями явились нетрадиционные родительские собрания (круглый стол, творческие задания – ситуации, брейнсторминг) с применением ИКТ – технологий, выпустила тематические буклеты с рекомендациями по развитию дошкольников в детском саду и дома. Результатом работы с родителями стало повышение качества образовательного процесса, желание участвовать в районных конкурсах, выставках, выступлениях на родительских собраниях. Дети и родители принимали участие в творческих конкурсах разных уровней: районный «Праздник поэзии», диплом участников 2012г.; "Елочная игрушка", благодарственное письмо, 2014г; городской «Наши соседи по планете», сертификат 2011г.; «Недаром помнит вся Россия», благодарственное письмо, 2012г.; «Экология. Управление отходами – 2012г», диплом 2 степени 2012г.; всероссийский фестиваль «Алмазные грани», диплом 2012г. Родительский коллектив стал дружнее, сплоченнее, родители стали соучастниками образовательного процесса, стремились к сотрудничеству детского сада и семьи.

Таким образом, выбранные направления в работе являются эффективными, интересными и значимыми для всех участников образовательного процесса и увеличились положительные результаты.

Распространяю педагогический опыт на различных уровнях: семинары для

педагогов района: «Организация проектной деятельности в ДОУ», сертификат, 2011г.; "Организация проектной деятельности по социально-личностному развитию детей", 2012г. В рамках недели педагогического мастерства «Методические находки» представляла опыт на тему: «Дидактическое пособие «Ковролиновое панно»», 2015г.

Имею публикации: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя». Тема «Вовлечение родителей в образовательный процесс через организацию проектной деятельности с детьми дошкольного возраста», 2012г.; Тема «ИКТ - компетентность педагога как необходимое условие реализации профессионального стандарта», 2015г.

Также принимала участие в профессиональных конкурсах различных уровней: Районный конкурс Методических разработок посвященных 65 - летию Победы, грамота, 2010г.; Городской конкурс «Наши соседи по планете», сертификат, 2011г.; Всероссийский конкурс детских рисунков «Кенгуренок Крошка. РУ», сертификат, 2011г.; Всероссийский Фестиваль – конкурс юных дарований «Алмазные грани» за подготовку участников в художественной номинации, диплом, 2012г.; 2 Международный дистанционный конкурс «День Матери», грамота участника 2012г.; Творческий конкурс «Не даром помнит вся Россия…», участница, 2012г.; участница методической разработки родительского собрания Брейн Ринг «Тайны природы - войти в природу другом», 2013г.; победитель Международного педагогического конкурса «Сердце отдам детям», диплом 2 степени , 2013г.; Всероссийский конкурс для педагогов и обучающихся «Портфолио достижений», диплом победителя 2 степени, 2013г.; участник конкурса эссе «Моя профессия – воспитатель», 2014 г.; участник районного конкурса Методическая разработка «Профессиям учат», сертификат, 2016г.

Результаты работы педагогической деятельности отмечены следующими наградами: благодарность за компетентное методическое сопровождение учебной педагогической практики студентов УрГПУ, 2012 год; Почётная грамота Отдела Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга «За успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса», 2010г.

 

   

Категория: Воспитатель 2017 | Добавил: uliaglazyrina (09.10.2016)
Просмотров: 702 | Теги: развитие, Кейс, Аналитическая записка | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 0